отоЯпония - мифы и реальность

 



Это – новые скутеры-«полтинники». Примерный курс: $1 = 100 иен.

   На канале Discovery идет одна из моих любимых программ, «Разрушители легенд» называется. Может, под влиянием этой программы, а может из собственного природного любопытства и тяги к путешествиям, но захотелось мне посетить маленькую и в тоже время великую страну Японию, что безоговорочно лидирует сегодня на мировом моторынке, а из-за своей удаленности от Украины и малодоступности для ее граждан, обросла целым рядом мотомифов.
   Вот их-то я и решил или разрушить, или подтвердить за время своей поездки, добавляя по ходу своих мотовпечатлений.
   Но прежде, чем произойдет анализ мифов, хочу дать небольшое вступление. Япония – это островное государство, которое в течение 300 лет проводило политику тотальной закрытости границ, что выражалось в невозможности попадания в страну любых иностранцев далее портовой зоны. Этот период, безусловно, наложил отпечаток на менталитет жителей страны Восходящего Солнца, выделив их из сонма других азиатов. Какое отношение все это имеет к теме статьи? Да самое непосредственное! Их мотомир отличается от европейского (и тем более, нашего) настолько сильно, что вы вряд ли себе представляете себе эту пропасть, а все потому, что японцы – это действительно особая нация, НЕ ТАК, как мы, думающие, НЕ ТАК как мы, работающие, НЕ ТАК, как мы, отдыхающие. И… НЕ ТАК как мы, относящиеся к мототехнике. Для них мотоцикл в большинстве случаев – транспортное средство. Причем, опять же, в подавляющем большинстве – УТИЛИТАРНОЕ, то есть, приобретаемое для совершения банальных переездов дом-работа-магазин-дом. И отношение к нему соответствующее. Поцарапал – не беда, можно ничего не делать, порвалось сидение – тоже не проблема: берется скотч (изолента) и перебинтовывается.
   Зато (здесь надо отдать должное японской дотошности) они тщательно следят за интервалами обслуживания своих мотоциклов, заменой расходников и запасных частей.
   А теперь все по порядку.


Типичный модельный состав ТС на типичной уличной парковке.

   Итак, миф первый:
   Мотоциклы в Японии обычно ездят максимум пять лет, потом их эксплуатация становится невыгодной из-за больших налогов и японцы сдают их на свалку, а себе покупают новые, поэтому мотоциклов старше пяти лет продается много и они дешевы.
   Этот миф был разбит буквально в первый же день моего пребывания и кусочки его остатков выметены в последующие дни. Такого количества старых (а иногда даже древних) мотоциклов и скутеров мне в Европе не попадалось ни разу. А побывав в официальных (и не совсем) мотосалонах и увидев, какой процент модельного ряда занимают ретромодели, я уже не удивлялся. Оказалось, что возрастающего по достижении возраста 5-ти лет налогового бремени нет, а если оно и есть, то мотоциклов не касается. Встретить 10-ти летний мотоцикл или скутер на улице легче, чем увидеть европейское лицо. Не верите – посмотрите на фото тех экземпляров, что стоят на парковках и улицах Осаки, второго по величине города Японии.


Вот такая классика в стиле английских мотоциклов 30-40-х годов прошлого века 
на 70% наполняет японские мотосалоны. Это фото – из официального салона Kawasaki.

   Миф второй:
   Скутеры там очень дешевы даже новые, а б/у так и вовсе за копейки продают, ведь японцы долго на них не ездят, и каждый сезон покупают себе новые.
   Тоже разрушен (частично доказано предыдущим пунктом), а чтобы в этом окончательно убедиться, достаточно посмотреть на ценники, висящие на новеньких «полтинниках», что стоят в частных (более дешевых) мотосалонах. Как пример: Yamaha Jog 2008 года стоит около $580, та же модель, но 1998 года выпуска – $180. Но самое интересное даже не то, что эта модель теряла каждый год всего $40, а то, что этот скутер вполне работоспособен и еще немало поездит по России, Африке, Индии, Новой Зеландии, или Украине (в зависимости от того, куда придет контейнер). Заморских покупателей много: каждый день (суммарно из всех портов) отправляются десятки контейнеров, в каждом из которых – по сотне и больше скутеров, поэтому и цены – не бросовые.
   Типичный модельный состав ТС на типичной уличной парковке.


20-ти летние чопперы – не редкость для Японии

   Миф третий:
   Японские мотоциклисты в основном ездят на самых последних моделях, которые в Европу в лучшем случае только через 2 года попадают.
   Ничего подобного, поскольку есть два факта, разрушающих этот миф. Во-первых, далеко не каждый японец может позволить себе покупку нового мотоцикла, именно поэтому количество салонов «секонд-хэнда» в стране значительно превалирует над теми, что торгуют новой техникой. Нет, сказать, что новые мотоциклы в Японии вовсе не покупают, конечно же, нельзя. Покупают. И достаточно много. Но вот в чем фокус (и второй факт): модельные ряды в мотосалонах Японии и Европы не совпадают как минимум процентов на 80. Ну да, скажете вы, вот миф и подтвердился!


Типичная уличная парковка. Как видно, ретро – в моде!

   Не тут-то было! Модельные ряды не совпадают вовсе не потому, что в японских салонах продаются сплошь последние концепты и какой-то неведомый европейцам «чисто японский» hi-end! Я был сам глубоко удивлен, но факт остается фактом: добрая половина (а по некоторым маркам – например, Kawasaki) и до 70% модельного ряда – это модели в стиле «ретро»!!! Еще процентов 10-20 – это «малокубатурка» (где тоже немало ретро «двестипятидесяток») диапазона 125-250 см3, доля которой в Европе также мала. Так что не удивляйтесь, когда лет через 10 в Украину будет идти поток мотоциклов из Японии в стиле английских Norton, Triumph, BSA периода 30-х – 40-х годов прошлого века. Кто не верит – пусть внимательно рассмотрит фотографии, а потом попробует найти эти «new-retro motorcycles» в достаточном количестве, например, на сайте mobile.de.


Практичный японец на сверхпрактичной мофе.


«Сама практичноcть» ждет отправки во Вьетнам.


Скутеры покупают и малые, и большие, как в стиле «техно», так и «ретро».

 


Этот Norton был просто 
припаркован на улице Осаки.
   Миф четвертый:
   Ассортимент продаваемых на вторичном рынке мотоциклов такой большой, что можно выбирать любые модели и почти в неограниченном количестве.
   Отчасти правда – ассортимент продающихся мотоциклов на вторичном рынке действительно на первый взгляд широк. Но… стоит произвести интернет-поиск какой-либо модели из серии «супердефицит в Украине» (Honda Africa Twin, Yamaha Super Tenere, Honda Transalp и другие), то окажется, что в лучшем случае выпадет несколько единиц, и то разбросанных по всей Японии, от севера до юга. А доставка одной единицы даже до порта недешева, около $200. Плюс еще куча документальных формальностей по оформлению вывоза, которые без досконального знания японского языка и письменности просто невозможно осуществить! Если добавить тот факт, что средне и крупнокубатурная техника в Японии стоит дороже, чем, например, в США, то выходит, что покупать там мотоциклы выгодно только в относительно недорогом (и при этом максимально востребованном у нас) диапазоне 250-400 см3 и только крупными партиями (от 20-ти футового контейнера, а это 27-30 единиц). Что сужает выбор для рядового украинского покупателя, поскольку исключает возможность индивидуального заказа. Хотя, если обратиться за выполнением такого заказа намного заранее (например, в октябре), то теоретически фирма, закупающая в Японии технику оптом, может выполнить и индивидуальный заказ, вот только ждать его придется до весны, поскольку только корабль плывет два месяца.

 

 
И в Японии есть любители американского мотостиля.     Это – мото для инвалидов, с «максималкой» в 25 км/час.


Почти все «диваны» в Японии грохочут «прямотоками»


Вот так грузят скутеры в Японии.

   Миф пятый:
   Строгие технические нормы заставляют японцев содержать технику в абсолютно технически исправном и идеальном состоянии.
   Этот миф подтверждается наполовину: чаще всего технически японская б/у техника – действительно полный «ОК» (пока ее эксплуатирует владелец и не решит продать), а вот внешне она может выглядеть вовсе непрезентабельно, ведь сами японцы по этому поводу особо «не парятся». Ни коррозию спиц или алюминиевых деталей (а океан рядом), ни мелкие царапины или другие дефекты, в том числе и порванное сиденье, они не считают серьезными дефектами и не полагают, что это должно отражаться на цене.


Картина в частном мотосалоне ничем не отличается от таковой в «фирменных»: классика и ретро


Вот такая мастерская при частном мотосалоне, расположившаяся на улице под навесом – не редкость.

   Миф шестой:
   Битые (после ДТП) мотоциклы продают совсем дешево (на запчасти), так как их никто не восстанавливает, дорого это очень.
   Да, действительно, попавшие в ДТП недорогие мотоциклы чаще всего не восстанавливают, это невыгодно. Но и «даром» их не купить, так как их с удовольствием скупают фирмы, торгующие б/у техникой оптом на экспорт, чтобы позже выгодно перепродать в Россию, Индию или еще куда. Еще чаще такая техника служит «донором» для тех экземпляров, которые несложно починить и сразу продать на экспорт. Теоретически в Японии можно очень недорого (пусть и очень медленно) откупить на аукционах маленький контейнер различных «битков», но все мотоциклы придется брать практически парами – ведь новые запчасти стоят очень дорого, а найти оригинальные (или аналоги) не то что в Украине, а и в США и в Европе часто просто невозможно на большинство внутрияпонских моделей. Приятным исключением в этом случае могла бы стать Великобритания (в нее импортировались некоторые модели внутрияпонского рынка), но я пока не слышал, чтобы кто-то наладил оттуда поставки мотоциклов или техники.

   Вот и разобрались с несколькими мотомифами о Японии.
   Скорее всего, это не все из тех, что циркулируют по Украине в среде мотонарода, но это не проблема: по мере поступления в редакцию писем с вопросами, касающимися этой темы, я готов продолжить в рубрике «По следам публикаций» разговор о мото в Японии, о мотомифах про эту страну и развенчать (или подтвердить) некоторые из них.

Текст: Валера ДРАЙВ
Фото: предоставлены автором